Мочи или моти (餅 / も ち) – это классическая японская сладость или закуска. Дать точное определение этому продукту сложно, так как он имеет многообразие форм и текстур. Иногда мочи твердый, как камень, иногда мягкий и липкий. История мочи начинается ориентировочно с Кофунского периода (между 250-538 г.г. н.э.) в западной части Японии и насчитывает сотни лет.
Главный ингредиент мочи – рис. Причем используется исключительно короткозернистый рис, содержащий углевод амилопиктин (разновидность крахмала). Более привычный для нас длиннозернистый рис содержит амилозу, которая плохо растворима в воде и менее липкая при варке. В отличие от нее амилопектин хорошо растворим в воде, и при приготовлении приобретает липкую текстуру.
Состав и способ изготовления мочи удивительно просты. Рис отваривается на пару, помещается в ступу и бьется большими деревянными молотками. Это превращает рис в тесто, насыщая его воздухом и водой, добавляемой в процессе обработки. Так же, в современной Японии рис может быть протерт при помощи специализированных технических средств.
В готовое тесто добавляются различные добавки, в зависимости от того, что в итоге необходимо приготовить. Так же тесто может быть подвергнуто дополнительной обработке, для получения необходимого конечного продукта. В самом простом варианте тесто мочи подслащается, из него формируются небольшие шарики, которые могут быть фаршированы какими-либо начинками.
Современные мочи могут быть приготовлены не только из цельного риса, но и из сладкой рисовой муки.
Мистификация мочи
Выращивание и потребление риса настолько важны для японской культуры, что приобрели религиозное значение. В Синто люди молились и благодарили рисовых богов за хорошие урожаи.
Древняя сказка из книги 8-го века дает некоторое представление о духовном уважении японцев к рису.
Одна богатая семья выращивала большие урожаи риса и использовала излишки зерна для изготовления рисовых лепешек. Но вместо того, чтобы есть эти лепешки, они использовали их в качестве мишеней для стрельбы из лука, что было расточительным, неуважительным поступком, о котором они позже пожалели. За такое неуважение к рису на них пало божественное возмездие. Осколки расколотых стрелами лепешек (мочи) превратились в белых птиц, которые улетели. С тех пор их рисовые поля опустели, а семья обнищала и распалась. В результате белые лебеди стали символом выращивания риса и удачи.
Кстати, расточительство риса по-прежнему считается большим грехом в Японии.
Новый год и Кагами Мочи (kagami mochi / 鏡餅 / かがみもち).
Пожалуй, это самая яркая традиция, связанная с мочи. Кагами мочи – это традиционное новогоднее украшение, представляющее из себя что-то вроде снеговика. Два шара из мочи (большой и поменьше) устанавливаются друг на друга, а сверху в виде головы размещается дайдай (кислый / горький апельсин). Стилистика и оформление кагами мочи может варьироваться от простых до очень сложных.
Предполагается, что кагами мочи появились в период Камакура (1185 – 1333 г.г. н.э.).
Кагами мочи буквально означает «зеркальный рисовый торт мочи». Размещается в разных местах по всему дому примерно с конца года до, как правило, дня Kagami biraki (обычно 11 января), когда кагами мочи съедается.
Считается, что кагами-мочи, сделанные из риса, собранного осенью того же года, содержат чистый дух риса и привлекают тошигами (божество), которое посещает японские дома в новогодний период, принося хороший урожай, благословение предков и силу жизни тем, кто его ест.
Сам вид кагами мочи так же имеет значение. Использование двух шариков мочи символизирует ход времени, один для предыдущего года и один для нового года. Они также могут символизировать луну и солнце, или иметь значение инь и ян. Фрукт на вершине символизируют семью. Название оранжевого дайдай (橙 / だ い だ い) имеет то же произношение, что и дайдай (代 / 々だ い だ い) означающий «поколение» на японском языке.
Духовная пища
Мочи — это не просто еда, а вместилище для индама (い な だ ま), который является духом, обитающим в рисе.
Как общество, зависящее от сбора урожая риса, Япония глубоко почитает рис и его дух. Древние синтоистские ритуалы праздновали прибытие рисового духа и хорошие урожаи молитвами и пожертвованиями. Японцы считают, что индама мочи может оживить и возродить тех, кто ее съедает. Таким образом, мочи стал пищей для особых случаев, таких как Новый год и День защиты детей.